Вторник, 21.11.2017, 05:14

ТРУДЫ
Вяч. Океанский
Выбор добра и зла не зависит от дня недели…

Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Центр кризисологических исследований
Логоцентрическая культура и её кризис
Категории каталога
Основания культурологии [17]
История культурфилософской мысли
 
 
 Тексты
 
Начало » Тексты » Учебники » Основания культурологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧЕЛОВЕЧЕСТВОВЕДЕНИЕ КАК ПУТЬ

”Не дела лиц, не судьбы народов,
но общее дело, судьба,
жизнь всего человечества
составляет истинный предмет истории“


А. С. Хомяков

Культурология, основателем которой иногда называют американского антрополога-эволюциониста Л. Уайта, представляет собою общеобязательный учебный предмет в структуре современного российского академического образования, а также интегративную область знания, находящуюся на своеобразном стыке собственно научных, инонаучных и вненаучных форм интеллектуального опыта. Культурология есть человечествоведение, и уже в силу самого этого обстоятельства она обращена к теистическому опыту, ибо человечество в полной мере, разумеется, не знает само себя… Об этом в контексте «Философии права» писал Гегель, особо подчёркивая, что «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу». А потому и культурология, продумывающая свои метафизические основания, оказывается специфическим богословием культуры. К этой сфере, ориентированной на проблематику глобальных обобщений в области сравнительной герменевтики макрокультурного опыта, по-своему прикасались за последние три века самые различные авторы: Р. Гвардини и отец Сергий Булгаков, В. Шмаков и А. Ф. Лосев, А. С. Хомяков и Дж. Вико…

Культурология как наука — это проблемная совокупность учений о структурно-символическом многообразии культурно-исторического опыта и об истории осмыслений его мифологического и метафизического единства. «Истина метафизики, — отмечал М. Хайдеггер, в целом, развернувший критику западноевропейского типа метафизики, — обитает в бездонном основании». «Метафизика, — подчёркивал Н. А. Бердяев, — не может найти своего завершения в системе понятий, она завершается в мифе, за которым скрывается реальность». Согласно же Р. Генону, «наиболее естественное значение этого слова, даже с точки зрения этимологии — то, согласно которому оно включает в себя всё, что ”по ту сторону физики“, если понимать здесь под ”физикой“, подобно древним, совокупность естественных наук в целом, а не просто одну из таких частных наук, как предполагает современное зауженное значение». Метафизика есть сфера верховного смысла — тогда как мифология исходно обращена к первоосновности хаоса, к нижней бездне. В культурном опыте устойчива разнохарактерность направлений…


В самом первом приближении культурология есть наука о культуре. Очевидно, что горизонты, глубины и вершины последней явно выходят за пределы чисто научной верификации и более соотносимы с образом судьбы. Поэтому содержательный материал разделён на две крупные части: первая связана с многоплановым осмыслением сущности самой культуры, а вторая — с историей религиозно-философских осмыслений этой сущности.


В конце приводятся материалы к экзегетическому практикуму, возможные темы рефератов (или творческих работ) и три варианта тестовых заданий, позволяющих проверить соотнесённость знаний информационного (объективно-значимого) характера и особенностей мышления (субъективной включённости) каждого слушателя. В своё время А. С. Хомяков с большим пафосом писал о «Лейбницевой способности сближать самые далёкие предметы и происшествия»: именно это — путь культурологии!



Добавлено: 07.08.2008
Просмотров: 810

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Хостинг от uCoz
 
 
Поиск по каталогу
Статистика