Суббота, 20.04.2024, 01:39

ТРУДЫ
Вяч. Океанский
Выбор добра и зла не зависит от дня недели…

Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Центр кризисологических исследований
Логоцентрическая культура и её кризис
Категории каталога
Основания культурологии [17]
История культурфилософской мысли
 
 
 Тексты
 
Начало » Тексты » Учебники » Основания культурологии

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ (творческих работ) и ТЕСТОВЫЕ ВАРИАНТЫ

«...к нашей эпохе,
больше чем к любой другой,
можно приложить арабскую пословицу,
согласно которой
существует много учений,
но мало учёных»

Р. Генон


В тестовых заданиях имеется ряд вопросов, допускающих вариативность ответов, а также возможность нескольких правильных позиций. По договоренности с преподавателем студент может сам сформулировать тему реферата (или творческой работы) сообразно своим интересам в пределах изучаемого курса. Возможен и вполне осмысленный выбор из приводимого ниже списка (многие темы отражают различные аспекты или уровни одних и тех же фундаментальных проблем):

1. Культурологические идеи Дж. Вико, их истоки и последующая рецепция
2. Оптимистический вариант макроистории: культурологические опыты И.-Г. Гердера
3. Дуалистическая историософия А. С. Хомякова и её основополагающее значение в процессе становления культурфилософской мысли
4. Пессимизм А. Шопенгауэра и философия культуры Ф. Ницше
5. Историософия Н. Я. Данилевского
6. Историософия К. Н. Леонтьева
7. В. Дильтей и А. Бергсон: дуалистическое учение о природе и истории
8. Морфология культуры О. Шпенглера
9. Культурологические идеи А. Дж. Тойнби
10. Антропологические идеи М. Шелера
11. Теологическая культурология Р. Гвардини
12. Философия культуры И. А. Ильина
13. Философия культуры Н. А. Бердяева
14. Философия культуры К. Ясперса
15. Первобытная онтология М. Элиаде
16. Онтологическая герменевтика М. Хайдеггера
17. Философская герменевтика X.-Г. Гадамера
18. Диалогика М. М. Бахтина и её современное развитие
19. Деконструкция Ж. Деррида и современная гео-логия языка
20 Философское имяславие в России: В. Ф. Эрн, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, А. Ф. Лосев и их современные последователи
21. «Глубинное» и «вершинное» в опыте осмысления культуры: теория архетипов К.-Г. Юнга и логотерапия В. Франкла
22. Эзотерический традиционализм Р. Генона и его рецепция в современной России
23. Гиперборейская теория «происхождения человечества» Г. Вирта в изложении А. Г. Дугина
24. Культурологические опыты в современной России: критический обзор
25. Проблема единства культурно-исторического пространства
26. XIX век как культурно-исторический феномен
27. Культурно-морфологические концепции
28. Теория метакультурных типов
29. Античность и современный мир
30. Византизм и «Третий Рим»
31. «Фаустовская» культура
32. Феномен «американизма»
33. Проблема «столкновения цивилизаций»
34. Эгология и метафизические предпосылки терроризма
35. Традиционные культуры: проблемы изучения
36. Культурные особенности современной России
37. Культурные очаги Дальнего Востока, их «нелогоцентрическая» специфика
38. Гиперборейская теория и Атлантида: проблемы реконструкции протоистории
39. Р. Генон о кризисе современного мира
40. К. Г. Юнг о современных мифах (проблема НЛО)
41. Кризис «исторического христианства» и «эра Водолея»
42. Современная космология и уникальность человеческого бытия в мире: экзистенциальная проблематика
43. Кризисология как форма смысла
44. Культурфилософский потенциал киномира Андрея Тарковского



Тест № 1

1. Различные интерпретации феномена «культуры» и Ваше толкование.
Наиболее адекватное постижение культурно-исторического опыта является по природе своей:
а) герменевтическим; б) техническим; в) логическим; г) чувственным

2. Инициатическая и символическая природа культурного опыта: культура и Бытие.
Посвятительная сущность культуры состоит в:
а) человеческом самовыражении; б) подражании природе;
в) отражении быта; г) творческом раскрытии Всеобъемлющего

3. Проблемность современного культурно-исторического присутствия. Постмодернизм.
Что такое постмодернизм?:
а) стиль; б) индивидуальное видение;
в) тотальная ситуация мировой культуры; г) эпоха

4. Культура и цивилизация: история проблемы и ее суть.
Название произведения, автором которого является мыслитель, впервые выдвинувший идею разграничения культуры и цивилизации:
а) «Семирамида»; б) «Постижение истории»;
в) «Люди и руины»; г) «Закат Европы»

5. «Новая наука» Дж. Вико, «Идеи к философии истории человечества» И.–Г. Гердера, эзотерические концепции XVIII века.
Кто из перечисленных мыслителей ХVIII века развивал идею всемирно-исторического круговорота?:
а) И.-Г. Гердер; б) Дж. Вико; в) А.-Ф. де Оливе; г) И.-Г. Гаман

6. «Записки о Всемирной Истории» А. С. Хомякова.
А. С. Хомяков разграничил культурно-исторический опыт человечества на:
а) восточный и западный; б) иранский и кушитский;
в) древний и новый; г) сакральный и профанный
7. «Россия и Европа» Н. Я. Данилевского.
Н. Я. Данилевский впервые в истории культурологической мысли выдвинул идею:
а) культурной конвергенции; б) мультикультурализма;
в) культурно-исторических типов; г) упадка Востока

8. «Византизм и славянство» К. Н. Леонтьева.
К. Н. Леонтьев писал о «племенном» факторе как о:
а) деструктивном начале; б) прогрессивном начале;
в) культурообразующем начале; г) главной силе истории

9. «Закат Европы» и «Человек и техника» О. Шпенглера.
О. Шпенглер проэволюционировал:
а) от идеи многополярности культурной жизни к панораме монистического развития человечества;
б) от дарвинизма — к неопозитивизму;
в) от Ницше — к Платону;
г) от оптимизма — к пессимизму

10. «Постижение истории» А. Дж. Тойнби.
А. Дж. Тойнби полагал, что культурно-цивилизационное единство человечества:
а) химера; б) складывающаяся в истории реальность;
в) дело далёкого прошлого; г) исключительно западная идея

11. «Истоки истории и ее цель» К. Ясперса и «Космос и история» М. Элиаде.
Идею «вечного возвращения» считал(и) спасительной:
а) К. Ясперс; б) К. Ясперс и М. Элиаде;
в) М. Элиаде; г) большинство мыслителей Нового времени

12. «Положение человека в космосе» М. Шелера.
Согласно М. Шелеру в основе антропологических представлений конца нового времени лежат:
а) библейские представления о грехопадении;
б) античные представления о человеке — мере всех вещей;
в) данные генетической психологии,
коренящиеся в естественнонаучных представлениях об эволюции;
г) модель диалога культур

13. «Афины и Иерусалим» Л. Шестова.
Л. Шестов указывал на диалогическую природу культурного опыта:
а) древних евреев; б) древних греков;
в) древних народов; г) современного цивилизованного сознания

14. Культурологические идеи Н. А. Бердяева и А. Камю.
Абсурдность человеческого существования:
а) главный тезис сочинений Н. А. Бердяева;
б) идея, на доктринальном уровне развитая А. Камю;
в) эпистемологическая реальность мыслящего сознания
современного западного человека;
г) центральное культурное открытие конца Нового времени
15. Культурологические идеи М. М. Бахтина и М. Хайдеггера.
М. М. Бахтина и М. Хайдеггера, как мыслителей, сближает:
а) интерес к языку и явлениям искусства;
б) интерес к дальневосточным культурам;
в) интерес к творчеству Франсуа Рабле;
г) интерес к творчеству Ф. М. Достоевского

16. Проблемность «диалога культур» и опыт деконструкции.
С идеей «логоцентризма» как репрессирующего фактора в культурной жизни выступил:
а) Ф. Ницше; б) А.С. Хомяков; в) Ф. Фукуяма; г) Ж. Деррида

17. Р. Генон о кризисе современного мира.
Согласно Р. Генону современное человечество находится:
а) в самом конце Кали-юги; б) в эпицентре макроистории;
в) в «золотом веке»; г) на пороге неожиданных открытий

18. Культурно-морфологические концепции и теория метакультурных типов.
Культурно-типологические концепции в ХХ веке развивали:
а) З. Фрейд; б) О. Шпенглер; в) Г. Д. Гачев; г) В. П. Океанский
19. «Трагедия культуры» в наследии архимандрита Киприана Керна.
Культура, согласно архимандриту Киприану Керну, есть осуществление:
а) божественного задания; б) человеческого самовыражения;
в) исторической судьбы; г) абсурда

20. «Догматическое» обоснование культуры у С. Н. Булгакова.
Для отца Сергия Булгакова культурный опыт есть:
а) развитие экономической первоосновы;
б) продукт природного катаклизма;
в) «шествие Бога в миру»; г) очеловеченный Мир

21. Проблема единства культурно-исторического пространства.
Единство мировой культуры обусловлено:
 ) единой структурно-символической основой человеческого бытия в мире;
б) мировым заговором;
в) однонаправленной эволюцией животного царства;
г) высшим замыслом о ней

22. Проблематика глобального культурного кризиса.
Глобальный культурный кризис исходно обусловлен:
а) загрязнением окружающей среды обитания;
б) глобальным потеплением;
в) «призраком коммунизма»; г) эсхатологически

23. Различие знака и символа.
Символы являются:
а) условным обозначением; б) синонимами метафоры;
в) преградой на пути к истине; г) энергемами Целого
24. Космология культуры.
Культурно-исторические образы мира:
а) грёзы; б) гипотезы; в) открытия; г) антропологические проекции

25. Кризисология — апокалиптология.
Глобальный кризис — показатель:
а) гибели; б) неопределённости; в) болезни; г) переходности

Принципы выставления оценок:
НЕЗАЧТЕНО — двенадцать или менее двенадцати правильных ответов;
ЗАЧТЕНО — тринадцать или более тринадцати правильных ответов;
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — двенадцать или менее двенадцати правильных ответов;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — тринадцать-семнадцать правильных ответов;
ХОРОШО — от восемнадцати до двадцати двух правильных ответов;
ОТЛИЧНО — от двадцати трех до двадцати пяти правильных ответов



Тест № 2

1. «Иранство» и «кушитство» как концептуальные модели культурфилософской мысли Нового времени принадлежат авторству:
а) Н. Я. Данилевского; б) А. С. Хомякова; в) Дж. Вико; г) А. Камю

2. Концепция «осевого времени» была разработана:
а) О. Шпенглером; б) К. Ясперсом; в) М. Элиаде; г) Н. А. Бердяевым
3. Работы «Смысл творчества» и «Смысл истории» принадлежат перу:
а) Н. А. Бердяева; б) С. Хантигтона; в) Г. Д. Гачева; г) Ж. Деррида

4. Темпоральность как основа культурологической рефлексии свойственна концепциям:
а) К. Ясперса; б) О. Шпенглера; в) Дж. Вико; г) Р. Гвардини

5. Топологические ассоциации как рефрен культурологической рефлексии наиболее характерны для концепций:
а) Н. Я. Данилевского; б) А. Дж. Тойнби; в) Н. А. Бердяева; г) А. Ф. Лосева

6. Циклические концепции культуры были созданы:
а) Дж. Вико; б) Ф. Ницше; в) М. Элиаде; г) Р. Гвардини

7. Христиански-ориентированные модели культуры принадлежат:
а) Ф. Ницше; б) Ж. Деррида; в) Р. Гвардини; г) М. Шелеру

8. Проблематику глобального кризиса современного мира разрабатывали:
а) М. М. Бахтин; б) М. Хайдеггер; в) Р. Генон

9. И. А. Ильин считал, что в основе культурного опыта лежит:
а) великая неудача; б) трагедия; в) приятие мира
10. Образ «фаустовской культуры» принадлежит перу:
а) А. Ф. Оливе; б) Г. Д. Гачева; в) О. Шпенглера; г) И. Г. Гердера

11. В. Н. Топоров связывал «средиземноморскую персонологию» с образом:
а) Одиссея; б) Авраама; в) Энея;
г) Спартака; д) Диониса; е) Аполлона

12. Согласно М. Шелеру в основе антропологических представлений конца Нового времени лежат:
а) библейские представления о грехопадении;
б) античные представления о человеке — мере всех вещей;
в) данные генетической психологии, коренящейся в естественнонаучных представлениях об эволюции; г) модель диалога культур

13. Сотериологическая основа буддизма:
а) эгоцентричность; б) логоцентричность; в) антиэго

14. Наличие субстанциально-энергийной связи между именем и именуемым фиксирует:
а) имяславие; б) номинализм; в) концептуализм

15. Наиболее адекватный герменевтический ключ к пониманию проблемной связи божественной сферы и человеческой культуры:
а) оксюморон; б) парадокс; в) символика квадратуры круга


Принципы выставления оценок:
НЕЗАЧТЕНО — семь или менее семи правильных ответов;
ЗАЧТЕНО — восемь или более восьми правильных ответов;
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — семь или менее семи правильных ответов;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — восемь-десять правильных ответов;
ХОРОШО — одиннадцать-тринадцать правильных ответов;
ОТЛИЧНО — четырнадцать-пятнадцать правильных ответов


Тест № 3

1. Богословие культуры?:
а) нонсенс; б) миф; в) метафизическая проблема

2. Энергийность имени?:
а) имяславие; б) номинализм; в) концептуализм

3. Сотериологическая модель буддизма:
а) эгология; б) логоцентризм; в) антиэго

4. Символ —
а) конвент; б) смысловая фигура; в) сращение Целого и части

5. Автор понятия «теология культуры»:
а) Хомяков; б) Тиллих; в) Лосев

6. Истоки новейшей антропологии по Шелеру:
а) Библия; б) философия; в) наука

7. Первый русский культуролог:
а) Бердяев; в) Розанов; в) Хомяков

8. Автор «Новой науки»:
а) Гердер; б) Ницше; в) Вико

9. Автор «Весёлой науки»:
а) Лейбниц; б) Шопенгауэр; в) Ницше

10. Первый автор тезиса «Бог мёртв»:
а) Гегель; б) Ницше; в) Хайдеггер

11. «Кушитская» символика:
а) музыка; б) небо; в) змея

12. О райском начале культуры писали:
а) отец Сергий Булгаков; б) архимандрит Киприан Керн; в) Шпенглер


Принципы выставления оценок:
НЕЗАЧТЕНО — пять или менее пяти правильных ответов;
ЗАЧТЕНО — шесть или более шести правильных ответов;
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — пять или менее пяти правильных ответов;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО — шесть-восемь правильных ответов;
ХОРОШО — девять-десять правильных ответов;
ОТЛИЧНО — одиннадцать-двенадцать правильных ответов




Добавлено: 08.08.2008
Просмотров: 3179

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Хостинг от uCoz
 
 
Поиск по каталогу
Статистика