Пятница, 17.05.2024, 09:12

ТРУДЫ
Вяч. Океанский
Выбор добра и зла не зависит от дня недели…

Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Центр кризисологических исследований
Логоцентрическая культура и её кризис
Категории каталога
6 октября 2007 г., г. Шуя [22]
«Мир и язык в наследии отца Сергия Булгакова»
 
 
 Тексты
 
Начало » Тексты » Конференции » 6 октября 2007 г., г. Шуя

РУССКИЙ ХОЗЯИН В РАБОТАХ СЕРГИЯ БУЛГАКОВА

«Ни небесным, ни земным, ни смертным создан ты, человек! Ибо ты сам должен, согласно твоей воле и к твоей чести, быть своим собственным художником и зодчим и создать себя из свойственного тебе материала. Ты свободен, опуститься на самую низкую ступень животности. Но ты можешь и подняться к высшим сферам божественного … » . Эти слова Сергия Булгакова обращенные к человеку позволили еще раз задуматься об огромном пространстве человеческой жизнедеятельности, в котором образ жизни, хозяйственный труд, материальный мир несут отражение его духовной сущности и свободного выбора. В этом контексте обозначение «русский хозяин» несет в себе не только понимание того, как на Руси было принято вести хозяйство и обустраивать жизнь, но и какой духовный смысл они имели в чувственном мире православных россиян.

Размышления о русском хозяине обращены и к его социально - природной сущности – крестьянству, т.е. самому многочисленному сословию дореволюционной России. Именно на примере земледельца, а позднее капиталистных крестьян наиболее наглядна эволюция понятий «работник», «хозяин», «купец», «предприниматель», «буржуазия». Не только по многообразию социального статуса, но и по степени осознания духовного предназначения своих возможностей, умений, богатства.

Российский народ - народ православный. В своей основе и генетическому происхождению тесно связан с крестьянским началом, православной концепций, где земля есть обитель для каждого «на землю пришли и в землю уйдем». Крестьянство – дольше и глубже других почитало христианскую веру, и в новых капиталистических условиях переселяясь в города, включаясь в хозяйственную деятельность, продолжало быть преданным духовным традициям своих предков. Недооценивая эти факты, искаженно воспринимается сам русский хозяин и его отношение к труду, богатству. «Во имя какой-то мнимой истины вы затемняете светлые стороны деревенской жизни и отрицаете в простом народе все добрые чувства, которые могли бы привить к нему уважение и сочувствие» . Этот вопрос Ю.Ф. Самарина, обращенный к современникам в 1847 г., остаётся актуальным и для последующих поколений. Необходимо переосмыслить и вернуться к пониманию того, что деревня и селяне имеют глубокие духовные истоки, их мир только на первый взгляд кажется простым. Возможно, в степени овладения машины и техники имелось отставание, однако в чувственной организации сохранялись более глубокие и сложные связи, в сравнении с городским населением, которое постепенно отходило и забывало свои культурные истоки и традиции. И только православная вера стремилась к сохранению духовно-нравственного родства, на основе которого формировался единый самобытный мир народа российского.

Сергий Булгаков в своих работах «Свет невечерний», «Православие», «Христианский социализм», «Философия хозяйства» обращается к содержанию основных понятий раскрывающих привычные и особенное в характеристики русского хозяина. К ним относятся «хозяйство», «деятельность», «человек экономический», «дух предпринимательства», «хозяйственная этика», «хозяйственный эгоизм», «мир как хозяйство» и другие. По мнению мыслителя, они раскрывают не только умения или полученные навыки, но и таят в себе до конца не осмысленные бездны добра и зла. В эпоху капитализма человек, занимающийся деятельность приобретает иную сущность «человека экономического». Главным для него остается хозяйственная активность. Однако Сергий Булгаков отмечает, что осуществляет ее не экономический автомат, действующий на основе хозяйственного эгоизма, прямолинейно и безошибочно, а человек, который относится к определенному духовному типу (содержащему сложную и многообразную психологическую мотивацию).

Важным фактором в формировании «экономического человека» является религия, господствующее мировоззрение. В его душе устанавливается внутренняя связь между духовной и хозяйственной деятельностью. Аргументируя данное утверждение, Сергий Булгаков ссылается на тот факт, что существуют и другие духовные типы, как в самом общем смысле, так и более конкретные, применительно к разным христианским исповеданиям: тип православный, католический, протестантский и т.д. В работах европейских мыслителей Вебера, Зомбарта даются характеристики европейского экономического человека, деятельность которого рассматривается через свойственный им дух капитализма, предпринимательства.

В работах Сергия Булгакова делается попытка обозначить особые черты православного «экономического человека» и его отношения к хозяйственной деятельности. Это, прежде всего черты, свойственные всему христианству вообще, а затем – православию в его конкретных исторических судьбах. Так новейшие достижения в хозяйственной деятельности, кажущиеся враждебной стихией самому христианству, на самом деле есть его собственное порождение. Автор уточняет, это было не столько прямым, сколько косвенным делом христианства, которое, будучи в известном смысле надмирным, позволяет ощутить самого себя, свою духовность и силу, осуществить власть своей воли и своего разумения над миром.

Как вывод звучит утверждение Сергия Булгакова, что хозяйственная история - порождение христианского духа. Так хозяйственная энергия имеет одним из своих условий признание природного мира как блага или ценности, и даже более того сродниться с ним. Христианское понимание мира через приемлемость мира как творения Божие, возглавляемое человеком, с любовью к нему, но и с независимостью от него… Сложное мировосприятие в христианстве выражается в некоторой антиномии: с одной стороны, христианство зовет к освобождению от мира, от любви к нему, от всякой хозяйственной заботы. Но в тоже время устанавливается положительное отношение к природе как саду Божьему. Таким образом, в отношение к миру христианское учение вносит аскетическую противоречивость и расщепленность.

Интересно в работах мыслителя представлено православное понимание права на труд. Человеку принадлежит право и обязанность труда в мире, как для собственного существования, оказания помощи ближним, так и для совершения общего дела человечества на земле, в исполнении заповеди Божией при сотворении человека: «обладайте ею (землею) и владычествуйте».

Земной быт в соответствии с особенностями национального характера и веры отражает в себе христианские ценности в освящении хозяйственной деятельности, и различного рода вещей служащих человеческим нуждам (освящение через благословение хлеба, воды, зерна, меда и т.д.), а так же праздников по случаю окончания или начала сезонных работ, хозяйственного года. Сергий Булгаков подчеркивает, что деревенский труд с его таинствами жизни более благодатен в религиозном отношении, в сравнении с городом и фабрикой, где вещи лишены души и механизированы. Поэтому в значении русский хозяин изначально доминирует хозяйственная деятельность, в которой больше природного и живого, что соответствует православному отношению к миру как хозяйству. Хотя известно, что в христианстве отношение к миру колебалось как в сторону мироотречения, так и в сторону обмирщения. Одно оставалось неизменным – христианство признает труд и особенно хозяйственный. В нем родился новый человек, с новыми целями и жизненными установками.

Но как же быть с прогрессом, всеобщей механизацией и урбанизацией и как они влияют на сущность русского хозяина? Сергий Булгаков считает, что человек должен этически самоопределиться в новой хозяйственной деятельности, но в тоже время помнить, что он человек не властен ее отменить. Таким образом, автор приходит к выводу, что если промышленный капитализм есть хозяйственная неизбежность, то остаётся его христиански осмыслить, и облагородить, сделать его из организации эксплуатации – поприщем общечеловеческого труда, вместо служения похоти и среболюбию обратить к служению высшим ценностям человечества и христианской любви.

Важной темой для православной философии хозяйства является вопрос о том, имеет ли оно общий эсхатологический смысл, помимо добывания хлеба на каждый день. Включаются ли его достижения в образ спасения мира. Каков смысл научно-технического прогресса? Все эти вопросы, по мнению Сергия Булгакова недостаточно выявлены. Однако некоторые положения очевидны. Так православные считают, что человек есть хозяйственная деятельность не только как индивидуальное существо, но и как родовое. В этом смысле хозяйствует не индивид, а все человечество. Отдельные достижения немногих в совокупности дают общий результат – степень овладения природой. Таким образом, через хозяйственный труд твориться общее дело всего человечества.

Другая существенная сторона понимания хозяйства Сергием Булгаковым, раскрывается через космизм человека, его призвание и мощь в качестве космического агента. В хозяйственной области человек живет одной жизнью с миром, как в потреблении, так и в производстве. Так пища - естественное причащение плоти мира, как и другие области человеческого потребления, одежда, слух, зрение и т.п. относятся к расширению органов человеческого тела за его естественные пределы. В известном смысле они способствуют превращению мировых веществ в потенциальное общечеловеческое тело.

Труд и его значение может рассматриваться как действенное выхождение человека из себя в мир, т.е. всякий трудовой акт есть осуществление замысла человеческого вне человека. Важным, по мнению Булгакова, признается и тот факт, что человек являет себя в труде не только как логос мира, но и его деятель. При чем сама деятельность исторична. Она отражает степень овладения природным.

Актуально звучат и другие проблемы, рассмотренные в работах Сергия Булгакова. Среди них: осознание цели и внутреннего смысла хозяйственного развития. Что есть главное в нем - добывание хлеба, удовлетворение потребностей, т.е. грехопадение и греховность или же в хозяйстве заключен положительный Богом установленный смысл – очеловечение самого человека. И если да, то, на каком этапе может остановиться это общее дело человечества, какова его предельная цель?

Особое место в понимании хозяйственной активности, по мнению Сергия Булгакова, отводится христианской этике. Она направлена против внешнего излишества, роскоши, извращенности. Душа человека по своей природе христианка и она не может до конца удовлетвориться одним хлебом. Поэтому обращена к социальной совести, общественной солидарности при распределении благ. «Соборный дух православия на мирском языке зовется демократией» указывает Сергий Булгаков.

Филосов отмечает, что при сравнении разных хозяйственных форм главной ценностью, основным критерием следует считать свободу личности (правовую, хозяйственную) Поэтому лучшей формой хозяйства является та, которая наиболее обеспечивает личную свободу, как от природной бедности, так и от социальной неволи. Однако мыслитель подчеркивает, что все хозяйственное как в грубом или тонком смысле утилитарно, так как цель его ограничена земной жизнью. В этом смысле хозяйство связано с временностью, изменчивостью, историчностью. Таким образом, в своих суждениях о хозяйственных формах православие исторично. Оно не стоит на страже частной собственности, а рассматривает ее установление как установление естественного права.

Внутреннее противоречие хозяйства – есть творчество, но в тоже время рабство необходимости, нужды, корысти, которые несовместимы с творчеством и вдохновением. Таким образом, природа хозяйства противоречива. Хозяйством создается цивилизация в этом смысле вершиться история. В век экономизма «дух» ослабевает. Философ считает, что под личиной холодного рационализма … скрывается грусть человека о самом себе. Он ощущает себя в мире лишь как хозяйствующий субъект (человек экономический), для которого хозяйство есть чистый коммерческий процесс, а хозяйственный инстинкт или эгоизм – полагается в основу жизни, что неизбежно ведет к дисгармонии, борьбе. Не регулируемый внешними и внутренними ограничениями, он может стать необузданной разрушительной силой.

Возвращаясь к целям и содержанию хозяйственной деятельности Сергий Булгаков подчеркивает мысль о том, что труд наложен на нас как наказание за грех, и мы должны принимать ее как «послушание» обязательное для всякого человека. Однако хозяйство не должно восприниматься как средство для обогащения. Оно должно сохранить только одно значение – средство для достойной жизни, главным содержанием которой, является духовный идеал (православной аскетизм). Евангелия в области хозяйственного поведения указывает как идеал не свободу в хозяйстве и через хозяйство, но свободу от хозяйства. Человек должен быть не бездумным механиком, а созидателем, чудотворцем.

Рассуждения Сергия Булгакова о хозяйственной активности человека на первый взгляд носят обобщенный характер, но в истории российского предпринимательства присутствуют яркие примеры отношения к делу как духовному послушанию. В жизнеописании святого преподобного Серафима Вырицкого есть интересный биографический сюжет. В 1917 г. известный петербургский коммерсант Василий Николаевич Муравьев (так в миру звали Серафима) совершает необъяснимый для обычного разума поступок – он закрывает свое дело, выдает щедрое пособие служащим, а основные капиталы жертвует на нужды Александро-Невской Лавры, Ново-Девичьего женского монастыря в Петербурге и Иверского Выксунского женского монастыря в Нижегородской губернии, основанного его духовным отцом иеромонахом Варнавой Гефсиманским. Владея прибыльным делом (торговля пушниной) он хорошо был известен в Германии, Франции, Австрии. Дании. Успех, слава, богатство были достигнуты им через старание, трудолюбие, честность и природный ум. Василий Николаевич был родом из ярославской губернии деревни Вахромеево, рано лишившись отца, был отдан на службу к родственнику в Петербург и там прошел все азы коммерческого дела. Получил специальное образование и открыл своё заведение. Однако религиозное воспитание и почитание православных традиций были отличительными чертами его отношения к жизни. Цель его торговой деятельности – не стремление к богатству, а оказание помощи близким и тем, кто нуждался в милосердии и сострадании. Следует отметить, что нанимал Василий Николаевич к себе на работу людей разделяющих с ним православные традиции, поэтому отношения в его фирме были спокойные и гуманные. В тяжелое для России время 1917 года Василий Николаевич не последовал примеру тех, кто уехал заграницу в поисках спасения от революционной катастрофы. Он посвятил себя молитвенному подвигу во имя спасения родины и народа российского.

Безусловно, судьба Василия Николаевича Муравьева не ординарна и возможно уникальна, но через нее приоткрывается особенный мир русского хозяина, о котором писал Сергий Булгаков.

==========

Булгаков, С.Н Философия хозяйства [Текст] / С.Н. Булгаков - Репринт. - М., 1971. - М.,1912. С.243.

Громыко М.М. Мир русской деревни [Текст] / М.М. Громыко. - М.: Молодая гвардия, 1991.

Булгаков, С.Н. Православие [Текст] / С.Н. Булгаков. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. С. 308.

Вебер, М. Избранное: протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М.Вебер. - М.: РОССПЭН, 2006; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека [Текст] / В. Зомбарт. - М.: Айрис-Пресс, 2004.

Булгаков, С.Н. Свет невечерний [Текст] / С.Н. Булгаков. – М.: Республика, 1994. С. 308 – 310, 323 -324.

Христианский социализм (С.Н. Булгаков): Споры о судьбах России / Редактор составитель В.Н. Акулинин. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. С. 306 – 309.

Филимонов, В.П. Святой преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа [Текст] / В.П. Филимонов. - СПб.: Сатисъ Держава, 2003



Добавлено: 15.11.2007
Просмотров: 938

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Хостинг от uCoz
 
 
Поиск по каталогу
Статистика