”Не дела лиц, не судьбы народов, но общее дело, судьба, жизнь всего человечества составляет истинный предмет истории“
А. С. Хомяков
Культурология, основателем которой иногда называют американского антрополога-эволюциониста Л. Уайта, представляет собою общеобязательный учебный предмет в структуре современного российского академического образования, а также интегративную область знания, находящуюся на своеобразном стыке собственно научных, инонаучных и вненаучных форм интеллектуального опыта. Культурология есть человечествоведение, и уже в силу самого этого обстоятельства она обращена к теистическому опыту, ибо человечество в полной мере, разумеется, не знает само себя… Об этом в контексте «Философии права» писал Гегель, особо подчёркивая, что «половинчатая философия отделяет от Бога, истинная же философия приводит к Богу». А потому и культурология, продумывающая свои метафизические основания, оказывается специфическим богословием культуры. К этой сфере, ориентированной на проблематику глобальных обобщений в области сравнительной герменевтики макрокультурного опыта, по-своему прикасались за последние три века самые различные авторы: Р. Гвардини и отец Сергий Булгаков, В. Шмаков и А. Ф. Лосев, А. С. Хомяков и Дж. Вико…
Культурология как наука — это проблемная совокупность учений о структурно-символическом многообразии культурно-исторического опыта и об истории осмыслений его мифологического и метафизического единства. «Истина метафизики, — отмечал М. Хайдеггер, в целом, развернувший критику западноевропейского типа метафизики, — обитает в бездонном основании». «Метафизика, — подчёркивал Н. А. Бердяев, — не может найти своего завершения в системе понятий, она завершается в мифе, за которым скрывается реальность». Согласно же Р. Генону, «наиболее естественное значение этого слова, даже с точки зрения этимологии — то, согласно которому оно включает в себя всё, что ”по ту сторону физики“, если понимать здесь под ”физикой“, подобно древним, совокупность естественных наук в целом, а не просто одну из таких частных наук, как предполагает современное зауженное значение». Метафизика есть сфера верховного смысла — тогда как мифология исходно обращена к первоосновности хаоса, к нижней бездне. В культурном опыте устойчива разнохарактерность направлений…
В самом первом приближении культурология есть наука о культуре. Очевидно, что горизонты, глубины и вершины последней явно выходят за пределы чисто научной верификации и более соотносимы с образом судьбы. Поэтому содержательный материал разделён на две крупные части: первая связана с многоплановым осмыслением сущности самой культуры, а вторая — с историей религиозно-философских осмыслений этой сущности.
В конце приводятся материалы к экзегетическому практикуму, возможные темы рефератов (или творческих работ) и три варианта тестовых заданий, позволяющих проверить соотнесённость знаний информационного (объективно-значимого) характера и особенностей мышления (субъективной включённости) каждого слушателя. В своё время А. С. Хомяков с большим пафосом писал о «Лейбницевой способности сближать самые далёкие предметы и происшествия»: именно это — путь культурологии!
|