Четверг, 28.03.2024, 22:27

ТРУДЫ
Вяч. Океанский
Выбор добра и зла не зависит от дня недели…

Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Центр кризисологических исследований
Логоцентрическая культура и её кризис
Категории каталога
Основания культурологии [17]
История культурфилософской мысли
 
 
 Тексты
 
Начало » Тексты » Учебники » Основания культурологии

ГЛОБАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС: ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ; ДИСКУССИЯ О ПОСТМОДЕРНЕ В КАНУН НОВОГО МИЛЛЕНИУМА (начало)

Глобальный культурный кризис составляет реальное содержание человеческой макроистории. Поэтому в известном смысле правы те, кто утверждают, что он был всегда… В. В. Бибихин в замечательной книге «Узнай себя» пишет об этом так: «Фантазия, выдумки, лёгкий мираж, поэтическая игра — ады Конфуция, Махабхараты, Библии, Евангелия, Корана, Платона, Данте, Кафки, Булгакова? Они не существуют, и можно ходить, вольно, наслаждаясь своей свободой? царём природы? от этого дерева к тому? через улицу? до двери магазина? до раздаточной в столовой? А что — смею, иду, свободный! До проходной завода? до окошечка комиссариата? до двери казармы? до нотариальной конторы? до похоронного бюро? Спешите, спешите! Вам подготовлена широкая дорога, покатая дорога, короткая дорога по жизни, из жизни. Свободная дорога вон до того тупика; он виден всем. Не хотите ли слышать, как он называется?»


Часто глобальный кризис предстаёт как утрата традиционности, мифоосновы, символического миропонимания — но, с другой стороны, традиционность есть не только воспроизводимость, но и неотменимое инициатическое прохождение через смерть, а символическое миропонимание и мифы пышно расцветают и в самом культурном закате… Предлагаемый ниже кризисологический глос сарий позволяет до некоторой степени увидеть это:

АВТОНОМНОЕ — радикально обособленное от энергийной связи со всеобъемлющим Целым.

АВТОР — предшествующий всему, что появляется благодаря ему.

АД — место Бого-отсутствия, «когда, — по старцу Зосиме из Достоевского, — уже нельзя более любить»; но проблематика соотношения реальности ада и возможности любви не верифицируема на сентиментальных путях: «держи свой ум во аде и не отчаивайся» (старец Силуан Афонский); согласно древнейшим мифологическим представлениям, входы в ад (Аид) расположены на «крайнем за-паде» и на северном полюсе Земли, где осуществился провал в бездну целого гиперборейского континента (ср. у Тютчева: «Сновиденьем безобразным скрылся север роковой…»), в центре которого под Полярной звездой возвышалась священная гора Меру (она же великая Хара-Березайте у персов, ныне подводный горный хребет Ломоносова); в библейском тексте сюжет нордического генезиса ада представлен так: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой. Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Исайя, 14:11 — 15), «Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней» (Иезекииль, 28:14 — 16); древнегреческий Аполлон Гиперборейский (в Апокалипсисе: Аполлион — Губитель!) совершает периодические странствия на северный полюс в страну своей матери — богини Лето (забвение), его брат Гермес — покровитель путей в потустороннее — становится у римлян Меркурием, покровителем торговли… У Андерсена Снежная Королева, серебрящая верхушки вулканов и заглядывающая в их жерла, увозит Кая в ледяное царство, где мальчик проходит через инициатическую смерть и становится мужчиной (если только не считать, что Герда насильственно прерывает эту инициацию, к которой герой призван).

АКУСТИЗМ — принцип рецептивной приоритетности слуха.

АЛКОГОЛИЗМ — безграничное упоение.

АНТИГЛОБАЛИЗМ — неприятие глобальной подконтрольности присутствия.

АНТИЖАНР — романистика неорганизованного одноразового жизнеподобия.

АНТИЕВРОПА — метафизическая ойкумена децентрации евроцентризма.

АНТИЧНОСТЬ — средиземноморская поверхность Древнего Мира, принятая в эпоху Возрождения за эталон человечности.

АНТРОПОЛОГИЯ — человеческое самоосмысление.

АПОКАЛИПСИС — длящийся в христианской истории Суд над человеческим миром и космосом («звезды спадут с небес»).

АПОФАТИКА — сверхбытийность божественного Абсолюта.

АРХАИКА — древность, актуальные связи с которой потеряны.

АСТРОФИЗИКА — сфера изучения динамики звездного мира, переосмыслившая прежний стационарный космос (понимаемый как гипертопос) в тотальное катастрофическое гипервремя.

АТЛАНТИЗМ — радикально западный цивилизационный фактор, имеющий архаические основания в затонувшей Атлантиде.

АТМОСФЕРА — бытийная область однородного смысла.

АФРАЗИЙСКОЕ — континентально-символический агглютин «кушитства».

БАРОЧНОЕ — несущее на себе печать или очертания «завершения риторической эпохи» (А.В.Михайлов).

БЕЗДНА — неисследимая глубина.

БЕЗДОМНОСТЬ — символическая форма богоутраты, связанная с метафизической инфляцией домашнего.

БЕЗДОРОЖЬЕ — символическая форма богоутраты, связанная с метафизической инфляцией пути.

БЕСКОНЕЧНОЕ — топологический символ божественного.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — психическое подполье, подвал души.

БОГ — Абсолют, развернутый к присутствию в неоскудевающем качестве неистощимого блага.

БОГООСТАВЛЕННОСТЬ — удаление всеблагого Абсолюта за пределы присутствия.

БОГОУТРАТА — потеря актуальной связи со всеблагим Абсолютом.

БОМБА — у-стройство, вызванное к существованию человеческим разумом и приводящее к стремительному разрушению бытийной структуры.

БУДДА — олицетворенная утопия пробужденного сознания, обращенная ко всем людям.

БЫТИЕ — Божий Дар.

ВАГИНАЛЬНОСТЬ — инь-центризм, тотальность женской энергетики.

ВЕТЕР — универсальный символ вечнообновляющегося неподконтрольного Бытия; l 2elane vitale, по Бергсону.

ВЕЧНОЕ — хрономорфный символ абсолютного.

ВЗРЫВ — стремительное и необратимое разрушение бытийной структуры.

ВИРТУАЛЬНОСТЬ — онтологическая зыбкость.

ВЛАСТЬ — потенция обладания.

ВНЕШНЕЕ — топологический символ неприоритетности, периферийности.

ВНУТРЕННЕЕ — топологический символ приоритетности, центрированной приватности.

ВОДА — метафизическое качество текучести (ср. у Фалеса Милетского: «Всё есть вода»).

ВОЗВРАЩЕНИЕ — новое вхождение в переживание сбывшегося, порождающее проблему глобальной направленности времени.

ВОЗДУХ — метафизическое качество парения и неустойчивости, аморфности (ср. о Люцифере — «воздушный князь»).

ВОЗРОЖДЕНИЕ — утопическое обращение к некоему гармоническому эталону жизни, связанное с завершением сакральной традиции и закатом символического миропонимания, появлением натуралистических тенденций.

ВОЙНА — противо-движение и столкновение силовых центров, направленные на уничтожение противников.

ВОЛЯ — потенциальность силы.

ВОСТОК — направление навстречу Солнцу, локус афразийских великих культур древности.

ВРЕМЯ — необратимость, оглядывающаяся на саму себя.

ВСЕМИРНОЕ — историческая претензия западных народов Земли на тотальное господство своего видения мира.

ВСТРЕЧА — творческая ситуация противо-взаимо-стояния раз-личного.

ВЫСОТА — открывающееся при движении вверх.

ГЕОПОЛИТИКА — глобальная мифооснова политических действий.

ГЕРМЕНЕВТИКА — искусство интерпретаций.

ГЕРОЙ — находящийся в центре повышенного внимания.

ГИЛЕТИЧЕСКОЕ — виртуальная структурность меональности.

ГИПЕРБОРЕЯ — северная прародина проточеловечества в мифах народов Земли.

ГЛУБИНА — открывающееся при движении вниз.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ — неомифический процесс необратимого складывания общечеловеческого единства.

ГНОСТИЧНОСТЬ — представление об изначальной поврежденности Бытия, несовершенстве мира, побуждающее его покинуть или изменить.

ГОРНЕЕ — пребывающее в недрах священного, надмирного бытия — в духовном небе.

ГОСУДАРСТВО — по Гегелю, «шествие Бога в миру»; по Шопенгауэру, «намордник воли к жизни».

ГОТИЧЕСКОЕ — качество, запечатленное языком форм радикальной устремленности к небу (генетически и морфологически связано с качеством гностичности, является его латентным выражением на архитектоническом уровне).

ГРЕЗА — субстанциализация метафизической тоски, первооснова культуры, пред-миф.

ДАО — древнекитайский ускользающий образ внетелеологического пути; как «даосизм без Дао», так и Дао вне древнекитайской основы представляются современными секуляристскими профанациями.

ДАР — нарушение закона сохранения энергии.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ — событие открытия новизны бывшего.

ДЕЛЕЦ — носитель энергий цивилизации (см.: цивилизация).

ДЕНЬГИ — обменные знаки причастности к праву осуществления возможности, в Новое время вырождаются в отчужденную форму человеческих отношений и понимаются чисто количественно.

ДЕТСТВО — символ начала, антропо-зоо-логический эквивалент утра, весны.

ДЕЛЮМИНАЦИЯ — отключение источника оптической инерции.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ — обнажение фиктивности оппозиции «периферия — Центр».

ДЗЭН — опыт неподконтрольного озарения, возвращающий все в неуловимое мгновение абсолютного покоя; утопия существующего герметичного от всего иного имманентного мига; дальневосточная эстетика жизни; исторический продукт крайней секуляризации буддизма.

ДИАЛОГ — взаимо-обогащающая встреча двух голосов (смыслов); диалог не может быть установочным средством, ибо он — редкостная цель.

ДИСКУРС — децентрированное мышление в заданном тематическом русле.

ДОЛЬНЕЕ — пребывающее в пределах тленного земного бытия.

ДОМ — «самое чистое выражение породы, — согласно Шпенглеру, — душа людей и душа их дома — одно».

ДУАЛЬНОСТЬ — радикальный показатель бытийной неустойчивости.

ДУХ — метафизическое внематериальное безначальное первоначало реальности.

ДУША — монада, обладающая индивидуальными качествами.

ЕВРАЗИЙСТВО — мифический цивилизационный фактор, объединяющий различные культурные тенденции суперэтносов Европы и Азии.

ЖИЗНЬ — субстантивированный образ непостижимой тайны Бытия; в Новое время происходит натуралистическая мифологизация идеи жизни (космизированная «воля к жизни» у Шопенгауэра), в понижающем пределе — «способ существования белковых тел» (Энгельс, «Диалектика природы»).

ЗАГРОБНОЕ — по В. А. Жуковскому, «гроб — к счастью дверь», с другой стороны, религиозный опыт всех народов Земли свидетельствует о воздаянии грешникам; мыслимое и предвосхищаемое бытие посмертное, но «люди не знают, что их ждет после смерти» (Гераклит).

ЗАКАТ — финал светового цикла.

ЗАПАД — направление во след уходящему Солнцу, векторно-топологический символ ада.

ЗЕМНОЕ — преходящее.

ИДИЛЛИЧЕСКОЕ — характерология реализации райского состояния с точки зрения падшего человека.

ИЕРАРХИЯ — структурно организованные различия по принципу реализации смысловой вертикали.

ИМЯ — энергема сущности, лежащая в основании языка.

ИНАКОВОСТЬ — допущенное к бытию в качестве радикально Другого, непереводимого на свое.

ИНВЕРСИЯ — вариация восприятия сущности.

ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ — метакультурный агглютин хомяковского «иранства» (арийства), библейское «племя Иафетово».

ИНДУИЗМ — метафизически завершенная ведическая традиция; исконно герметичная для внешнего вхождения кастовая реальность; буддизм совершает частичную секуляризацию этого опыта; в конце Нового времени происходит профанизация этой духовной формы (Вивекананда, кришнаиты, популярная «Аюрведа» и т.п.).

ИНТЕРНЕТ — первая реализованная попытка создания универсальной информационной системы на электронной основе, не приводящая к прорастанию смыслов.

«ИРАНСТВО» — хомяковский символический шифр арийской метакультурной общности (его ключевые показатели: свобода, время, дух, музыка, словесность, глагол).

ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ — кризис наивной рациональности.

ИСЛАМ — ближневосточный романтизм на библейской основе.

ИСТИНА — средоточие, средокрестие, квинтэссенция Бытия; «естина» (отец Павел Флоренский); Хайдеггер связывает истину с идущим от древних греков представлением о «несокрытости сущего», Лосев — с «незабвенностью», то есть памятью; античный антропоморфологизм в понимании истины пред-решил герменевтическое движение от онтологии к гносеологии и аксиологии в Новое время, и к праксиологии — на его излете; «Истина есть знание существующего именно таким, каким оно существует» (Н. Я. Данилевский, «Россия и Европа»); «Истинное и подлинное легко распространялось бы в мире, если бы те, кто не способен его создавать, не составляли в то же время заговора, чтобы помешать ему расти» (Шопенгауэр, который, по словам Ницше, обратил философию к мифологической первобытности); «Истина есть необходимый вид заблуждения, без которого определенный род живых существ не смог бы жить» (Ницше, медиумически принявший на себя новоевропейскую «картину мира» как гетевской «вечной природы» на исторической стадии начала ее разложения).

ИСТОК — локализированное начало (но ср. у позднего Хайдеггера: «мысль поселяется в длинной цепи истока»).

ИСТОРИЧНОСТЬ — первичный показатель причастности тотальному кризису; «бытийное устройство присутствия» (Хайдеггер), при котором совершается фиксация необратимости времени; избыточность историзма ведет к вырождению (см. у Ницше «О пользе и вреде истории для жизни»); «Мы, люди западноевропейской культуры, с нашим историческим чувством являемся исключением, а не правилом. «Всемирная история» — это наша картина мира, а не картина «человечества». Для индуса и грека не существовало картины становящегося мира, и, когда однажды угаснет цивилизация Запада, возможно, никогда уже не появится такая культура и, значит, такой человеческий тип, для которого «всемирная история» была бы столь же мощной формой бодрствования. Так что же такое всемирная история? Несомненно, некое упорядоченное представление, некий внутренний постулат, выражение чувства формы ‹…›, точная копия нашей внутренней жизни» (Шпенглер); ср. у Гегеля: «Лекции по философии Мировой Истории», у Хомякова: «Записки о Всемирной Истории»; с другой стороны, Хайдеггер великолепно показал обусловленность мирокартины всем ходом новоевропейской истории: «Осмысливая Новое время, мы задаем вопрос о новоевропейской картине мира. ‹…› Каждая ли эпоха истории имеет свою картину мира, и притом так, что сама озабочена построением своей картины мира? ‹…› Мир здесь выступает как обозначение сущего в целом. ‹…› Картина мира, сущностно понятая, означает, таким образом, не картину, изображающую мир, а мир, понятый как картина. ‹…› Бытие сущего ищут и находят в представленности сущего. ‹…› Выражения «картина мира Нового времени» и «новоевропейская картина мира» говорят дважды об одном и заставляют думать о чем-то таком, чего никогда прежде не могло быть, а именно о средневековой и античной картинах мира. Не картина мира превращается из прежней средневековой в новоевропейскую, а мир вообще становится картиной, и этим знаменуется существо Нового времени. ‹…› Но, составляя себе такую картину, человек и самого себя выводит на сцену… Не удивительно, что лишь там, где мир становится картиной, впервые восходит гуманизм. ‹…› принципиальное отношение человека к сущему в целом оформляется как мировоззрение. ‹…› это слово проникает в язык. ‹…› Основной процесс Нового времени есть покорение мира как картины. ‹…› С борьбой мировоззрений Новое время только и вступает в решающий и, вероятно, наиболее затяжной отрезок своей истории. Симптомом этого процесса является… гигантизм. Гигантизм проявляется и в аспекте растущей минимализации. Вспомним о числах в атомной физике… уничтожении больших расстояний самолетом… Но слишком поверхностно думают, когда полагают, будто гигантское есть просто бесконечно растянутая пустота голого количества… Гигантское есть, скорее, то, благодаря чему количественное превращается в свое собственное качество и, отсюда, в великое особого рода. ‹…› Неподрасчетность невидимой тенью нависает над всеми вещами в эпоху, когда человек стал субъектом, а мир картиной»; таким образом, и анти-гуманизм Генона с его традиционалистской установкой на символическую реализацию абсолютного гнозиса укоренен в рационалистической мифологии Нового времени, регистры исторической озабоченности которого включены одновременно и охватывают практически любые отношения к истории: от «гиперборейских» концепций макроистории, согласно Генону, «гораздо более глобальных и глубоких, нежели все те версии «истории философии», которые так привлекают современных людей», — до попперовской «нищеты историцизма».

ИУДЕЙСТВО — рудимент ближневосточной древности, сложившийся в ответ на Божественный призыв одновременно как унинация и инфрарелигиозная община, печально завершившая свою миссию неузнанием своего Мессии (в общебиблейском контексте); исконно герметичная для внешнего вхождения реальность.

КАТАСТРОФИЗМ — доминантное качество морфологии взрыва.

КАЧЕСТВО — присутствие смысла.

КИТАЙЩИНА — в черно-белом двуполюсном макрокультурном пространстве рабовладения-рабовосстания принципиально не вписывающаяся в ее онто-аксио-логические параметры макрокультурная реальность, представленная преимущественно «желтой расой» (китайцы; монголы; северные народы России; американские индейцы; коренные жители Австралии; вероятно, удалившиеся от этого потока древние египтяне), расселившейся в протоисторические времена по берегам Тихого океана (по Герцену, «Средиземного моря будущего»!); опасность этого мощного и нераскрытого через библейский смысловой контекст фактора страшила позднего В. С. Соловьева как концентрированного выразителя апокалиптических страхов западного мира (от уничтожения индейцев до атомной бомбежки Японии).

КЛАССИКА — не преходящее в культурном опыте.

КНИГА — город смыслов; по Гвардини, «пространство существования, имеющее ширину и глубину, упорядоченное так, что дух находит там свое место, обучается дисциплине и начинает чувствовать себя надежно и уютно, как дома».

КОЛЛЕКТИВНОЕ — дегенеративное качество, сохраняющее признаки распадающегося лица.

КОЛИЧЕСТВО — отсутствие смысла.

КОСМИЧЕСКОЕ — в античной древности — синоним тотального; в Новое время — причастное астрофизической организации тотальности; у Джемаля — «дно реальности»; в нашем же понимании — тотальная среда, сквозь которую человек проходит в своём временном бытии и, вероятно, одолевает её, достигая берегов вечности.

КОСМОЛОГИЯ — наука об организации тотальности.

КРИЗИС — показатель переходности, изнутри которой возможны спасение и гибель.

КУЛЬТУРА — символическое раскрытие Бытия и очеловеченный мир; «Многие, — пишет Гвардини в работе «Конец Нового времени», — уже догадываются, что «культура» — не то, что предполагало Новое время: не благополучно-прекрасная безопасность, а отчаянная схватка не на жизнь, а на смерть, и никто не знает, чем она кончится».

«КУШИТСТВО» — хомяковский символический шифр, позволяющий установить метакультурную общность неарийских племен.

ЛАНДШАФТ — актуализированный вид земли, пространства обитания вообще.

ЛИРИЗМ — принцип чувственного воплощения авторской экзистенции.

ЛОГОЦЕНТРИЗМ — принцип сквозной универсальной упорядоченности Бытия и мышления.

МАГИЗМ — способность гипнотического воздействия на реальность в целях управления.

МАССА — прогрессирующее многолюдие.

МАТЕРИАЛ — подлежащее всевозможным трансформациям и разработкам.

МЕОНАЛЬНОЕ — бездонная праоснова материальной реальности; античная философская аналогия индуистской мифологической «Пракрити»; вагинальное анти-начало по отношению к Логосу (соответственно — «Пуруше») как принципу торжествующего метафизического фаллицизма.

МЕТАКУЛЬТУРА — символическая совокупность различных культурных типов.

МЕТАМОРФОЗА — превращение, не затрагивающее сущностное ядро.

МЕТАПОВЕСТВОВАНИЕ — одна из историй о Целом (философий, религиозных и/или космологических мифов).

МЕТАФИЗИКА — натурализированная тотальность, с одной стороны, и символическая надмирная (сверх-физическая = сверх-натуральная) сфера, неподконтрольная «рацио», с другой.

МЕТАЯЗЫК — универсальное понимание.

МЕТОД — формализированная воспроизводимая стратегия, направленная на достижение искомого результата; в современном методологическом многообразии более всего говорит неспособность к прорыву в Неожиданное, в неподконтрольность Истинного (см. экспликацию этой проблематики у Хайдеггера и Деррида: «годос и методос», у Гадамера: «истина и метод»); с другой стороны, именно плюрализм методов, их свободное герменевтическое сочетание, подводят современную мысль к открытию пост-аналитического и син-тетического структурно-мифологического метода, внутри которого происходит реализация гераклитовского афоризма: «Не чая нечаянного, не выследишь неисследимого и недоступного».

МИР — полнота присутствия; «мировоззрение» не просто ограбляет мир, но впервые появляется как симптом окончательной утраты этой полноты.

МИФ — первый свидетель «исходной вне-разумности существования» (Джемаль).

МИФООСНОВЫ — не-понимаемое пред-понимание понимания.

МИСТИЧЕСКОЕ — внегерменевтическая реальность.

МОДЕРН — структурообразующий принцип новизны.

МОЛНИЯ — внезапный, краткий, неподконтрольный, поражающий свет.

МОНИЗМ — принцип всепоглощающего единства.

МОРЕ — иное по отношению к земному, но доступное в земном для человека.

МОРФОЛОГИЯ — генетическая структура; учение о формах.

НАДЕЖДА — намагниченность будущим благом.

НЕБЕСНОЕ — горнее, нетленное, предназначенное Богом в качестве высшего блага.

НЕВОЗМУТИМОЕ — делезовское замещение пушкинской «равнодушной природы».

НЕОБРАТИМОСТЬ — внешний показатель преображения или деградации.

НЕПОДКОНТРОЛЬНОСТЬ — неподвластность искусству управления, сфере обратной связи вообще.

НИГИЛИЗМ — «Нигилизм, если мыслить его по его сущности, — это, скорее, основополагающее движение в историческом совершении Запада. И такова глубина этого движения, что его разворачивание может лишь повести к мировым катастрофам. Нигилизм — это всемирноисторическое движение тех народов земли, которые вовлечены в сферу влияния Нового времени. Поэтому он и не явление только лишь современной эпохи, и не продукт ХIХ века, когда, правда, обострилось внимание к нигилизму и вошло в употребление само слово. Точно так же нигилизм и не порождение отдельных наций, чьи мыслители и литераторы говорят о нигилизме. Может случиться и так, что мнящие себя незатронутыми им наиболее основательно способствуют его разворачиванию. Зловещ и неприютен гость, неприютнейший из всех, — ещё и тем зловещ, что не может назвать свой исток. И воцаряется нигилизм не только лишь тогда, когда начинают отрицать христианского Бога, бороться с христианством или, скажем, вольнодумно проповедовать незамысловатый атеизм. Пока мы ограничиваем свой взор исключительно таким отвращающимся от христианства неверием и его проявлениями, наш взгляд задерживается на внешнем, жалком фасаде нигилизма» (Хайдеггер).

НИЧТО — прото-бытийная до-бытийность.

НОВЕЙШЕЕ — пребывающее из будущего и еще не успевшее стать новым.

НОВОЕ — новости; еще не история сбывшегося, но уже подчиненное неумолимой логике прохождения сквозь инфляцию настоящего.

НООСФЕРА — планетарная утопия царствующего над жизнью постчеловеческого разума.

ОБРЕТЕНИЕ — приятное новейшее.

ОГОНЬ — первостихия радикального преображения.

ОДИНОЧЕСТВО — удел падшего человека; «Бог любит каждого так, как если бы он был у Него один» (преп. Серафим Саровский), но ср. у Лермонтова: «Один я здесь, как царь воздушный…».

ОПТИЗМ — принцип рецептивной приоритетности зрения.

ОРГАНИСТИЧНОСТЬ — качество нерасторжимой связи целого и его частей.

ПАССИОНАРНОСТЬ — способность к развернутому самоутверждению.

ПЕРЕКОДИРОВКА — смена смысловых показателей, не затрагивающая сущностного ядра.

ПЕЩЕРА — интериорность человеческого сердца.

ПЛЮРАЛЬНОСТЬ — со-вместимое много-образие.

ПОВТОРЕНИЕ — приход бывшего с последующим его уходом.

ПОЛЕ — однородная среда колоссальной протяженности.

ПОСТМОДЕРН — показатель конца Нового времени.

ПРЕВРАТНОСТЬ — непредсказуемая метаморфичность Бытия.

ПРИНЦИП — основание, не подверженное превратностям.

ПРИСУТСТВИЕ — ипостасно ознаменованное бытие сущности.

ПРОРЫВ — необратимый выход за пределы предзаданного смыслового/бессмысленного круга.

ПРОСВЕЩЕНИЕ — утопия достоверности знания, интерпретируемого как свет.

ПРОСТРАНСТВО — метафизическая утопия Нового времени, имеющая в своей основе истолкование Бытия как однородно-протяженного простора.

ПРОФАННОЕ — результат обвала сакрального, чреватый прорывом инфернального.

ПРОЦЕСС — линейно моделируемое изменение.

ПРОЩАНИЕ — человеческая аффектация разрыва, боль или радость ухода.

ПУСТОТНОСТЬ — забытое западной культурой позитивное качество, выражающее способность вмещения.

ПУТЬ — субстанциализированный вектор.

РАЙ — богодарованное человеческое место непосредственного богообщения.

РАСПАД — результат необратимой утраты цельности.

РЕАЛЬНОСТЬ — сомнительный постулат несомненности присутствия.

РЕЛИГИЯ — герменевтический концепт духовного опыта как восстановленной связи; высшая, сверхчеловеческая инспирация гнозиса.

РИТОРИКА — культурновоплощенная вера в доступность Целого словесно-мыслительной регулятивности.

РОКАЛЬНОЕ — постбарочный сон интеллекта.

РОМАНТИЧЕСКОЕ — характерология эгологического конфликта человека и тотальности.

РОССИЯ — метафизический континент; гипостазированное Иное — София, что «не от мира сего» (русская инософия); платоническая идея инаковости, которая «граничит с Богом» (Рильке).

САКРАЛЬНОЕ — священное, произрастающее на Земле.

САМОПОЗНАНИЕ — эгологическая поглощенность.

СВЯТОСТЬ — дар Божий.

СВЯЩЕННОБЕЗМОЛВИЕ — метафизический результат, достигаемый молитвенным «умным деланием».

СЕВЕР — метафизическая «точка, где кончается космос» (Джемаль); царство Снежной Королевы (Андерсен).

СЕКС — заострение тематики пола.

СЕКТЫ — организованные искажения религиозной традиции.

СЕРДЦЕ — средоточие личностного бытия.

СЕТЬ — организованная структура системного взаимодействия и контроля.

СИМВОЛ — инициатическая энергема смысла.

СИМУЛЯКР — исходно фиктивный символ.

СИНГУЛЯРНОСТЬ — точка бесконечной плотности, вмещающая в себя бесконечное многообразие виртуальных хроно-топо-логических вариаций.

СИНЕРГЕТИКА — представление о возможности взаимодействия, антисолипсизм.

СИНТЕЗ — со-вмещение, дающее креативный подъем.

СИСТЕМА — логически непротиворечивая структура.

СМЕРТЬ — итог земного пути, который не открыт в полной мере живущим; Новое время вырабатывает самые туманные и легкомысленные представления о смерти; по Ницше, «умереть и снова стать мертвой природой — это можно принять как счастье, тем более, что, с точки зрения космической, жизнь на земле — случайность, мимолетность, происшествие без последствий»; по Бонхефферу, «смерть есть величайший праздник на пути к свободе»; однако за порогом смерти человек уже не идентифицирует счастье и свободу внутри себя в качестве шанса возвращения назад.

СМЫСЛ — событие истины: «…все потенциальные интенциональные референты вместе, все объекты, к которым отсылает язык.., образуют структурированное целое, мир «смысла»; эту необъятность смыслов уместно назвать «логосом»…» (В. Франкл, «Человек в поисках смысла»).

СНОВИДНОСТЬ — открывающаяся зыбкость Бытия.

СОБОРНОСТЬ — церковная включенность человеческого своеобразия в Божье «общее дело».

СОБЫТИЕ — концентрация свершения.

СОФИЯ — «София, — пишет о. Сергий Булгаков, — есть ВСЁ», «за ней следуют многие ипостаси (людей и ангелов), находящихся в софийном отношении к Божеству». София от Бога «в себе зачинает все. В этом смысле она женственна, восприемлюща, она есть «Вечная Женственность». Вместе с тем она есть идеальный, умопостигаемый мир, ВСЕ.., всеединое». В софийности Богом предвосхищен «мир в своем женственном «начале»», «АРХЕ», «берешит»; «в Софии… есть… да всему»; «она есть непосредственная основа тварного мира», хотя «ей нельзя приписывать… предиката бытия в том, по крайней мере смысле, в каком мы приписываем его тварному миру»; «она есть неопределимая и непостижимая грань между бытием-тварностью и сверх-бытием, сущностью Божества — ни бытие, ни сверхбытие», «некое МЕТА», «одновременно соединяющее и разъединяющее». «Она есть единое — многое — все…»; «одной стороною бытию причастна, а другой ему трансцендентна, от него ускользает». «София содержит в себе живой и реальный синтез времени, в котором уже переходятся грани времени»; «софийное время — надвременный акт: это есть вечное время». София есть «вечная красота», с нею связана «проблема космодицеи… для христианского богословия». «Софийная душа мира закрыта многими покрывалами…». София «в высшем своем аспекте это — Церковь, Богоматерь, Небесный Иерусалим, Новое Небо и Новая Земля; в космосе она есть универсальная связь мира…» («Свет Невечерний»).

СПАСЕНИЕ — богочеловеческое восстановление целительной цельности.

СТЕНА — одолимая преграда (ср. «Стену» Сартра, где блистательно показано вневолевое одоление смертельной ситуации).

СТИЛЬ — чудо индивидуальной явленности; способ присутствия; онтологический почерк, приватизированный как культурное достояние; органическое выражение духовного опыта; индивидуализированная структура мира; «стиль как сотворение Вселенной» (Т. А. Касаткина); в силу последнего стилю всегда присущи не только космические, но и меонические энергии; стиль рождается «на стыке» Бытия и Ничто.

СТРУКТУРА — антихаос, архитектоника.

СУША — выступающее из воды и пригодное для обитания.

ТВОРЧЕСТВО — созидание сущности, сущностное созидание; согласно Гвардини, «подлинное понятие творчества, которое без всякой внутренней необходимости и внешней заданности, в свободном всемогуществе, одним повелевающим Словом воздвигает мир к существованию из ничего, есть только в Библии»; как отмечал Хайдеггер в работе с характерным названием «Слова Ницше «Бог мертв»», «творческое начало, что было прежде отличительной чертой библейского Бога, отмечает теперь человеческую деятельность. Человеческое творчество переходит наконец в бизнес и гешефт».

ТЕЛО — во-площенное целое, у гностиков — исходно падшее.

ТЕРРОР(ИЗМ) — агрессия бунта, питающаяся демоническими (внеатропологическими!) энергиями.

ТИТАНИЗМ — культурное стремление к грандиозным формам.

ТОТАЛЬНОСТЬ — всеобъемлющее присутствие.

ТРАДИЦИЯ — следование пред-шествующей смыслоформе.

ТРИАДИЧНОСТЬ — характерологическое качество реальности, связанное с тринитарным откровением Абсолюта (с предельной полнотою проявлено в православном богословии, относительно присутствует практически во всех древнейших религиозно-мифологических традициях).

ТРУД — мифологическая сила рабов, способная, по Марксу, разрушить царство Капитала; плебейский суррогат творчества.

ТУПИК — невозможность прорыва.

УМ — Царь зверей и самозванец Духа.

УМОЗРИТЕЛЬНОСТЬ — оптический рацио-натурализм; лунарное, отраженное, женственное качество, оборотная и более высокая — верхняя — сторона чувственности; символическая восприемница Духа и его пассивная носительница (София); умозрительная активность вне духовного подчинения демонична.

УХОД — необратимый выход.

ФАЛЛОЦЕНТРИЗМ — ян-центризм, тотальность мужской энергетики; героико-трагическое миропонимание, переходящее в суперменство на стадии секуляризации.

ФАНТАЗИЙНОЕ — духовная пра-основа всего реального (мир как божественный фантазм).

ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ — морфологическая явленность сущности.

ФИНАЛ — антропо-хроно-логический предел; у Бого-вечности нет конца…

ФОНОЦЕНТРИЗМ — принцип сквозной гласово-музыкальной упорядоченности Бытия и сознания; по Мандельштаму, логика как поэзия и музыка; Деррида выделяет эту ментальную форму как явление более широкое (охватывающее не только индоевропейский локус, но и древний Китай), чем «логоцентризм» (укорененный в античности и древнейшей средиземноморской традиции): «власть голоса» пред-варяюще пред-шествует «процессу гуманизации антропоса».

ХРИСТОЦЕНТРИЗМ — представление о том, что в метафизическом основании мира лежат тело и кровь Христа (самый поздний Бердяев); нельзя забывать о роковой инфляции христоцентризма, порождающем в историческом финале Антихриста; ницшеанское антихристианство следует понимать еще более сложно: «Для Ницше христианство — это феномен церкви с ее притязаниями на власть, феномен исторический, феномен светской политики в рамках складывания западного человечества и культуры Нового времени. В этом смысле так понимаемое христианство и христианский дух новозаветной веры — не одно и то же. И жизнь далеко не христианская может утверждать христианство, пользуясь им как фактором силы, и, наоборот, христианская жизнь отнюдь не непременно нуждается в христианстве. Поэтому спор с христианством отнюдь не обязательно должен повлечь за собой борьбу с христианским духом — ведь и критика богословия не означает еще критики веры, истолкованием которой призвано служить богословие. Пока пренебрегают этими существенными различениями, остаются на уровне низкопробной борьбы мировоззрений» (Хайдеггер).

ЦАРЬ — символ Бога в миру.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ — радикальное отвращение от духовного неба под предлогом покорения Земли и космоса, сопровождающееся утратою символичес кого миропонимания.

ЧЕТВЕРИЦА — согласно позднему Хайдеггеру, мир как мистическое слияние разделенных земли и неба, смертного и божественного; по Юнгу, наиболее универсальный мифологический первопринцип внутримировой устойчивости.

ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ — Иное, врывающееся в Это.

ЧУДО — нарушение банального равновесия; асимметрия ожидания и неожиданного как Событие; незаказанный выход за пределы обыденности.

ЭЛЕГИЧЕСКОЕ — характерология философического плача.

ЭКЗИСТЕНЦИОЛОГИЯ — инологика проблемного существования в бытийной тотальности.

ЭККЛЕЗИОЛОГИЯ — проблематика реальности Церкви.

ЭКОЛОГИЯ — посталхимическая стратегия превращения мертвой воды в псевдоживую.

ЭСХАТОЛОГИЯ — учение о конечной судьбе Бытия; эсхатологическая перспектива — пред-решение конца.

ЭТИКА — диффузная сфера субъективных нравов, притягивающих Абсолютное тогда, когда им это выгодно; получила предельную автономизацию в протестантско-масонском мире новоевропейской культуры как суррогат христианской милостыни.

ЭТИМОЛОГИЯ — исток словесно закрепленного смысла.

ЮГ — место, где живут пингвины.

ЮРОДСТВО — маска, сохраняющая индивидуальность в неприкосновенности.

Я — софийный маркер радикальной Инаковости, подлинно существующий лишь пред лицом (в исламской традиции — сокрытым присутствием) вечного ТЫ.

ЯЗЫК — миросодержание; «Язык в полном своем объеме содержит всё, превращая все в звук» (В. фон Гумбольдт); «Как Шопенгауэру казалось, что истинный стих от века предопределен и зачат в стихии языка, так — мнится — искони посеяны в ней и всякое гениальное умозрение, отличительное для характера нации, и всякая имеющая процвести в ней святость. И Пушкин, и св. Сергий Радонежский обретают не только формы своего внутреннего опыта, но и первые тайные позывы к предстоящему им подвигу под живым увеем родного «словесного древа», питающего свои корни в Матери-Земле, а вершину возносящего в тонкий эфир софийской голубизны» (Вяч. Иванов, «Наш язык»).



Добавлено: 07.08.2008
Просмотров: 1223

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
Хостинг от uCoz
 
 
Поиск по каталогу
Статистика