«До Царства Божьего от Иерусалима не ближе, чем от Пензы», - писал одной вдове, собиравшейся в паломничество по святым местам, епископ Феофан Затворник, потесняя метафизические претензии адептов сакральной географии… Между тем, провинциализм этой установки – кажущийся; на самом деле в её основе самым радикальным образом заложена беспрецедентная возможность поэтической метафизики. Нетривиальной близости наиважнейшего и самого главного. Ведь не надо изучать насосы, чтобы глубоко дышать. Достаточно озера или речного залива, чтобы обрести способность ходить по воде и даже, следуя грёзам М. Павича, «летать над водописью рек». Хватает не только сна, но и летучей мысли (мыши…), чтобы научить печали… Метафизическое – в недрах наипростейшего и составляет его невидимую инфраоснову. Вяч. Иванов хорошо говорил, что «истинный символизм не отрывается от земли; он хочет сочетать корни и звёзды и вырастает звёздным цветком из близких, родимых корней». «Из гор и моря, из неба и острова, - вторит ему по-своему М. Хайдеггер, - из света (о котором даже и слишком много говорят), допускающего, чтобы всё налично присутствующее пребывало в своих границах, наконец даже и из того, что дозволяет, чтобы были светоносно-светлое и тьма, – вот из чего должно постигать всё искусство и всякое знание». Подобно о. Павлу Флоренскому, активизируя фактор границы, предела, немецкий мыслитель приближается к акмеизму, впадая в особо утонченную форму метафизического натурализма, позволяющую говорить о нём как о европейском мыслителе, не покидающем пределов «конца Нового времени»… Не покидают их и французские постструктуралисты с их радикальной неспособностью открывать в знаковых структурах символическую стратегию посвящения. Мы фиксируем сны, будучи причастными пробуждению-на-грани-засыпания… Реконструкция символического миропонимания представляет собою диалектически необратимую альтернативу как натурализму, так и спиритуализму – двум сторонам онтологического имманентизма (философического сновидения об «онтологическом коммунизме Бытия», по о. Сергию Булгакову). Мир – энергетическое лоно символических переходов, а потому символика всегда указывает за свои пределы, энергийно приобщая нас к преобразующей тайне. Но и «Самое само» нельзя так отредактировать, чтобы оно сбылось без лосевской галоши… И вот: маленький город Хотимль. Быстрое течение реки. Мы, как птицы, приземлились на берегу и вошли вместе в воду, в светлые потоки неорганизованной памяти…
Добавлено: 01.10.2007
Просмотров: 852
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]